Учёные открыли способ наращивания мозга

18-01-2019, 09:38 \\ Наука

Стать гораздо умнее можно будет при помощи сравнительно недавно открытого гена, который способен стимулировать клетки производить больше нейронов.

Виланд Хаттнер занялся этим исследованием ещё в 2015 году, но только сейчас появились первые положительные результаты. Возглавляя группу из Института молекулярной клеточной биологии и генетики им. Макса Планка, он обнаружил, что влияние присущего человеку гена ARHGAP11B стимулирует выработку гораздо большего количества клеток-предшественников у мышей и хорьков, что приводит к заметному наращиванию неокортекса и, как следствие, значительному увеличению интеллектуального потенциала.

Согласно результатам исследования, роль этого гена ключевой, и именно благодаря нему в ходе эволюции человеческий неокортекс расширялся. Неокортекс, или новая кора, является главным фактором самоопределения человека как доминантного на Земле вида, поскольку именно благодаря нему мы способны мыслить осознанно, воспринимать сенсорно, ещё неокортекс позволяет телу выполнять более сложные моторные функции, а также, собственно, говорить. Превосходя втрое по размерам неокортекс ближайших родственников человека, шимпанзе, человеческий неокортекс отвечает, за высшие когнитивные функции, позволяя человеку успешно обучаться. Ключевым остаётся вопрос о том, каким образом неокортекс настолько увеличился в течение эволюции человека.

Группа Хаттнера выяснила, что ARHGAP11B может вызвать в мозге хорька, чей неокортекс превосходит мышиный по размеру. Первый автор исследования, Нерео Калебик, поделился результатами своих наблюдений, согласно которым ARHGAP11B значительно увеличил объёмы неокортекса хорька, по сути расширив интеллектуальный потенциал животного. Эти результаты показывают, что ARHGAP11B аналогично влияет и на развитие мозга человека.

Хаттнер заявляет, однако, о необходимости углубления исследований, намекая на проведение опыта на шимпанзе.