Астрономы выяснили, что чёрную дыру можно использовать как реактивный ускоритель

15-01-2019, 10:30 \\ Астрономия

Обнаружение буквально выстреливающей реактивными скоплениями чёрной дыры также намекает на то, что чёрные дыры способны и создавать жизнь.

Астрономы обнаружили необычное поведение гигантской чёрной дыры, доселе в истории невиданное. Используя рентгеновскую обсерваторию NASA «Чандра», они обнаружили реактивный поток, отскочивший от чёрной дыры, а затем пробивший дыру в облаке энергичных частиц. Такое поведение может рассказать ученым больше о том, как реактивные потоки струи из чёрных дыр взаимодействуют с окружающей средой, как влияют на поддержание жизни во Вселенной и можно ли будет в будущем использовать определённые типы чёрных дыр в качестве реактивных ускорителей.

Открытие было сделано в Cygnus A, большой галактике, вокруг которой скопился ещё рой меньших, на расстоянии около 760 миллионов световых лет от Земли. Данные Чандры показывают мощные реактивные потоки частиц и электромагнитную энергию, вырывающуюся из быстро растущей чёрной дыры в центре Лебедя А. После того, как прошло более 200 000 световых лет по обе стороны от чёрной дыры, реактивные потоки замедлились благодаря взаимодействию с многомиллионными межгалактическими газами, которые окружают Лебедя А. Это взаимодействие породило огромные облака энергичных частиц, которые испускают рентгеновские лучи и радиоволны. В ходе глубокого наблюдения, которое длилось 23 дня, ученые использовали Чандру для создания очень подробной карты как самого реактивного потока, так и межгалактического газа, что они и использовали для отслеживания пути потоков от черной дыры.

Реактивный поток слева расширился после рикошета и создал дыру в окружающем облаке частиц, которая имеет глубину от 50000 до 100000 световых лет и ширину в 26000 световых лет. Ученые пришли к выводу, что реактивный поток является концентрированной совокупностью кинетической, тепловой и радиоактивной энергии. Состав потока и виды энергии определяют поведение при рикошете, например размер создаваемой им дыры. Теоретические модели потока и его взаимодействия с окружающим газом необходимы, чтобы сделать выводы о его свойствах.

Понимание природы действия реактивных потоков, по мнению учёных, может вывести космические путешествия на новый уровень, так как даже отдалённое нахождение от такой чёрной дыры может дать ошеломляющее ускорение любому космическому телу в момент выброса реактивного потока. Учёные шутят, что осталось дожить только до того дня, когда будет создан достаточно прочный для этого материал.