Ученые выявили угольное загрязнение воды по отложениям в ухе рыбы

28-12-2018, 16:46 \\ Наука

Новый метод поможет экологам быстро и эффективно определять вредные частицы вблизи тепловых электростанций. Научное открытие описано в статье для журнала Environmental Science & Technology Letters.

Очень часто электростанции сбрасывают отходы после сжигания угля в ближайшие водоемы. По подсчетам экологов, предприятия ежегодно утилизируют более 100 миллионов таких веществ. Ученые считают, что попадание угольных отходов в воду пагубно влияет на живые организмы. В настоящее время степень загрязнения оценивают путем изотопного анализа. Одним из наиболее эффективных индикаторов считается стронций, который сохраняет свои химические свойства даже в воде.

Группа ученых из США во главе с Джессикой Брандт обратила внимание на твердые отложения в ухе рыбы, которые называются отолитами. Они накапливают следы жизнедеятельности носителя, включая информацию о среде обитания. Исследователи отловили рыб, которые всю жизнь провели в озерах Майо и Сатон в Северной Каролине. Эти водоемы сильно загрязнены отходами тепловых электростанций. Для контрольного сравнения использовали образцы воды из "чистых" озер Тилери и Ваккамо, а также рек выше по течению.

Экологи выявили в отолитах такое соотношение изотопов стронция, как и на дне загрязненных озер. Результаты существенно отличаются от проб в других водоемах. Авторы статьи уверяют, что их метод можно использовать, изучая влияние промышленности на локальную фауну. Он должен избавить экологов от погружения на дно.