Табачный дым пробуждает спящие раковые клетки

29-09-2018, 15:01 \\ Наука

Американские ученые из лаборатории Колд Спринг Харбор в Нью-Йорке (The Cold Spring Harbor Laboratory, CSHL) провели эксперимент на грызунах, в котором им удалось пробудить спящие раковые клетки при помощи табачного дыма и макромолекулы липополисахарид. Результаты исследования опубликованы в научном издании Science.

Команда ученых во главе с Жаном Альбренге (Jean Albrengues) выяснила, что воспаление способно активизировать раковые клетки, а запускается данный процесс нейтрофилами, клетками иммунной системы человека. Нейтрофилы, помимо прочего, порой действуют подобно камикадзе – при смерти они образуют ловушки для микробов. Ученые обнаружили, что попадание раковой клетки в ловушку нейтрофила может ее пробудить.

В поставленном эксперименте десятке мышей вкололи определенные флуоресцентные раковые линии, чтобы отслеживать прирост клеток без применения операционного вмешательства. После чего одной группе грызунов капали в нос липополисахарид, а другую подвергали воздействию дыма от табака, содержащий никотин.

Спустя месяц после нескольких закапываний макромолекулы интенсивность свечения раковых линий у животных увеличилась более чем в тысячу раз. У мышей, обитающих в надымленных помещениях, раковые клетки пробуждались ото сна и запускали активный процесс деления. У контрольной группы мышей исследователи обнаружили исключительно спящие клетки.

Более того, ученые при помощи специального фермента разрезали ДНК нейтрофильных ловушек, после чего число метастазов уменьшалось, а клетки снова входили в спящий режим. Блокировка двух из трех ферментов в ловушках, называющихся протеазами, предотвращала пробуждение раковых клеток.