Философия Панарина способна воплотиться в жизнь

28-09-2018, 06:24 \\ Наука

Философы Москвы анонсировали на первую декаду ноября очередные XVI Панаринские чтения. В этом году их проект выходит за пределы академических аудиторий и увлекает в поле своего притяжения политический класс России. В стенах Государственной Думы планируется работа одной из секций, но публичное значение этих чтений гораздо шире. Фигура Александра Сергеевича Панарина, донецкого самородка, стоит того, чтобы обратить на неё всеобщее внимание.

Мы укажем на несколько резонансных идей, которые касаются каждого из нас. Начнём с того, что научное наследие учёного позволяет рассматривать его как современного мыслителя ренессансного типа. Это определение принципиально важно, когда особенный акцент делается на восстановлении им общественного значения религиозной духовности, в особенности русского православия.

Панарин в своих исследованиях действительно отводил важную роль монотеистическим религиям как интеллектуальным системам, формирующим культурный стержень цивилизаций. Он не был циником, рассматривающим религию как инструмент манипулирования сознанием, но подходил к проблеме как философ платонического толка и тем уподоблялся мыслителям ренессансной эпохи.

Имеются принципиальные различия между ним и теми идеологами, которые способны с ног на голову поставить отношение к религиозным традициям в современном мире. Таких немало в постсоветских обществах, в которых момент философского просвещения соотечественников отступил под натиском протестантского прозелитизма.

Описание культурно-исторического типа, причудливо трансформированного из предпринимателя-протестанта в олигарха, является вкладом Панарина в копилку цивилизационных исследований. Предпосылки для такого вывода содержатся в общеизвестных основаниях социальной философии.

Игровое начало, которое выступает поводом для авантюристической активности этого культурного типа, является основой для сравнительных его характеристик с идеальным типом постиндустриального общества, в конфликт с которым, как показал Панарин, вступает авантюрист, подрывающий экономические основы благополучия и процветания этого типа общества.

Игра свободных творческих сил человека определялась в отечественной философии как основа перехода из общества экономической нужды в состояние свободы. Конъюнктура рынка создала предпосылки для мнимого освобождения новых элит посредством тотального закабаления своих сограждан и современников.

Не случайно в современном Китае чрезмерное обогащение вызывает повышенный интерес правоохранителей, а в народных республиках Донбасса процесс приватизации взят под жёсткий контроль со стороны налоговых органов, исключая таким образом вмешательство в этот процесс покинувших республику олигархов.

Философия в очередной раз демонстрирует свою актуальность и общественную пользу, вопреки тем страхам, которые демонстрируют по отношению к ней чиновники и функционеры.

Пожелаем успеха философам столицы в их диалоге с политиками для решения насущных проблем российского общества.

Поделиться новостью:
Похожие новости
Главное за неделю