Ученые объяснили, почему мозг не перегревается при долгих раздумьях

4-05-2017, 17:57 \\ Наука

Биологам удалось обнаружить в мозге человека специальную зону, представляющую собой своеобразный температурный датчик, следящий за исключением возможности его перегрева и возникновения эпилептического припадка от напряженного мыслительного процесса. Статья с результатами исследования представлена на страницах издания Neuron.

В прошлом году японский исследователь Томас Махью обнаружил, что информация может сохраняться в гиппокампе исключительно в разрозненном виде. С целью ее "считывания", необходимо воспользоваться так называемыми тета-волнами, то есть медленными импульсами активности мозга, выступающие помощниками для клеток гиппокампа вспомнить порядок воспроизведения воспоминания.

Так, при подавлении таких волн, воспоминания перемешаются в случайном порядке. Источником тета- волн выступал один из участков гиппокампа, непосредственно участвовавший в процессе первичной обработки информации.

Эксперимент с участием мышей выявил, что самый близкий сосед CA3 (CA2) оказался своеобразным "термодатчиком", а также определенной системой безопасности, препятствующей перегреву и сверхвысокой активностигиппокампа. После блокирования СА2, поведение грызунов в целом оставалось нормальным, однако в отдельных случаях гиппокамп буквально «взрывался» в виде мощнейших всплесков активности, подобно импульсам при эпилептических припадках.

В дальнейшем эксперименты с участием грызунов продемонстрировали такую картину: регион СА2 производит особые волны, заставляющие нервные клетки в остальных частях гиппокампа подавлять активность в случае превышения некоего предела. Это, в свою очередь, обеспечивает им защиту от образования очагов эпилепсии, а также от перегрева. А вот длительное отсутствие такой защиты провоцирует ухудшение памяти и способности к быстрому обучению.