Ученые: Восстанавливать клетки теперь можно с помощью света

17-04-2019, 22:14 \\ Наука

Новая технология позволит лечить травмы и ускорять заживление с помощью света и нанотехнологий.

Как сообщает журнал Nano Letters, китайским ученым удалось повлиять на клеточные процессы с помощью света. Посредством специального устройства подопытной мыши были введены стволовые клетки, которые инфракрасное излучение «провело» к поврежденному участку. Это позволило ускорить восстановление мышечной ткани.

Суть открытия лежит в понимании принципов регуляции клеточных процессов. Например, когда сигнальные молекулы связываются с тирозинкиназами, они образуют пары, насыщающие клетки фосфатным остатком. Китайские ученые предположили, что этот процесс может активировать другие протеины, которые поспособствуют восстановительным процессам. Для этого в клетку интегрировали наноустройство, «научившее» рецепторы реагировать на инфракрасный свет, а не на сигнальные молекулы.

Инфракрасный свет был выбран из-за его свойств, позволяющих проходить через плоть. Он позволил повлиять на рецепторную тирозинкиназу MET, которая отвечает за процессы восстановления. Для этого в клетку ввели наностержни: разогреваясь от действия света, они выделяли вживленную ДНК, активируя рецепторы. Это позволило в три раза ускорить процесс доставки стволовых клеток к пораженным участкам мышц мышей.

Ученые уверены, что восстанавливать клетки теперь можно с помощью света, но для этого технология требует отработки. В частности, скептики обеспокоены возможным дисбалансом, который может вызвать в клеточной структуре подобное вмешательство.