Ученые: Белки-летяги обрели способность светиться в темноте

4-02-2019, 07:34 \\ Наука

Американские ученые доказали, что белки-летяги научились светиться в темноте. Ранее среди млекопитающих такая способность была выявлена только у опоссумов.

Как сообщает Journal of Mammalogy, способность испускать розовое свечение в ультрафиолетовом свете развилась в ходе эволюции у трёх видов американских летяг – южной, северной и летяги Гумбольдта. Эта совершенно новая способность испускать флуоресцентное свечение была обнаружена случайно ещё в 2017 году биологом из колледжа Нортленда Джонатаном Мартином, наблюдавшим за лесными растениями и пиявками с ультрафиолетовым фонариком. Во время наблюдения под свет фонаря совершенно случайно попала и одна из южных белок-летяг, испускающая ярко-розовый цвет. Этот феномен очень заинтересовал ученого, и он решил заняться его изучением со своими коллегами из Техаса из Нортленда.

Зоологам пришлось проделать большую работу. В ходе исследований были сделаны снимки 109 экземпляров белок из музейных коллекций, а также выловлены 5 живых летяг. В результате свечение обнаружилось у 108 из 109 музейных шкурок, а также у всех 5-ти живых летяг, пойманных в лесу. По мнению ученых, вещества, испускающие флуоресцентное свечение, белки научились вырабатывать сами, а не брать их извне при поедании флуоресцентных пиявок, например.

Предполагается, что эта способность появилась у животных как одна из форм мимикрии для защиты от сов. Кроме того, флуоресценция может выполнять сигнальную функцию для других особей.

Исследователи намерены продолжить изучение этого феномена и научно объяснить новые эволюционные изменения у млекопитающих.