Прямо сейчас в Ростовской области разгорается скандал общероссийского масштаба. Сегодня утром ростовский областной портал «Панорама» сообщил о том, что многодетная мать-одиночка в городе Таганроге Ростовской области получила от местной мэрии разовое пособие на месяц в размере 47,5 рублей. Данное пособие должно быть выплачено единоразово и порядок его назначения и выплаты регулируется Областным законом от 22.10.2004 № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области». Как отмечает мэрия Таганрога, в соответствии с муниципальным законодательством, данная многодетная семья получит так же пособие в размере одной тысячи рублей.
Получательницей пособий является мать троих детей, проживающая одна и работающая с целью содержания семьи. Как заявили в мэрии Таганрога, её пособие рассчитано из разницы между прожиточным минимумом, установленным законом Ростовской области, и её реальными доходами. По словам мэрских чиновников, реальный доход женщины составляет 38 тысяч рублей. В этом случае является загадкой та арифметика, которой чиновники таганрогской мэрии руководствовались при начислении пособия. Ведь прожиточный минимум в Ростовской области для взрослого трудоспособного населения составляет 10412 рублей, а для детей 10413. Получается, (если здесь все цифры верны и никто не ошибся с расчётами), что сумма пособия должна составить 3651 рублей. Пусть это и небольшие деньги, но всё же лучше 47,5 рублей, которые стали достоянием общественности. Естественным образом возникает вопрос механики расчёта разницы между такими доходами и такими прожиточными минимумами.
Пока чиновники таганрогской мэрии только начинали понимать, как они ославились на всю страну, интернет-общественность уже начала рвать и метать. Так, например, юрист Юрий Заболоцкий на своей странице в Instagram назвал данное пособие «федеральной программой по профилактике ожирения», а сделанная им публикация фотографии уведомления о назначении пособия собрала множество негативных отзывов и комментариев. Наиболее часто в комментариях упоминаются предложения перевести чиновников Ростовской области и всей России на прожиточные минимумы и подобные пособия, вместо положенных им зарплат. Так же часто упоминаются произошедшие летом 2018 года изменения в пенсионном законодательстве и ставшее недавней новостью судебное решение о списании с жителей Республики Чечни всех долгов за газ. Все эти новости упоминались сугубо в негативном контексте, как примеры того, что где-то в России из населения выжимают последние деньги, а где-то готовы наоборот закрывать глаза на крупные долги. На данный момент можно лишь однозначно утверждать, что данная новость не оставила никого равнодушным.
В этом контексте особенно любопытно вспомнить слова ростовского губернатора Василия Голубева, который в конце 2018 года приоритетом развития региона назвал рост качества жизни ростовчан и жителей области. Вполне возможно, что у него это получится, но в новый 2019 год Голубев вошёл с громким скандалом как раз в социальной сфере, который будет трудно как-либо объяснить или оправдать.
По данным на 2018 год, средняя зарплата в Ростовской области составляла 30238 рублей по данным Росстата. По этому показателю Ростовская область оказывается сразу между Новгородской и Тверской областями, которые известны не только своим невысоким уровнем жизни, но и высоким уровнем оттока населения на заработки, обучение и проживание в Санкт-Петербург и Москву соответственно. Конечно, всегда можно сказать, что в Ростовской области как минимум мягче климат, чем на Северо-Западе России, но факт остаётся фактом – прожиточный минимум в Ростовской области составляет, грубо говоря, треть от средней зарплаты. Возможно ли в этих условиях одной содержать семью из трёх детей? Понятно, что требуется какая-то социальная помощь со стороны государства, областных и муниципальных властей. Вместо этой помощи появляются скандалы, громкие заявления и не менее громкие отставки.
В ноябре прошлого 2018 года огромный скандал был вызван заявлением директора Департамента молодёжной политики Свердловской области Ольга Глацких. В ответ на вопрос о финансировании детских проектов она заявила, что «вам государство вообще в принципе ничего не должно» и «государство не просило вас рожать». После этих заявлений последовал скандал в федеральных и региональных СМИ и чиновница была отправлена в отставку. В октябре того же года министр труда и занятости Саратовской области Наталья Соколова заявила, что 3,5 тысяч рублей «вполне достаточно для минимальных физиологических потребностей». Последовавший скандал так же привёл к увольнению чиновницы.
Народное недовольство высказываниями разного рода чиновников о том, как россиянам надо жить особенно сильно за счёт до сих пор не прошедшего эффекта от реформы пенсионной системы или, как её назвали по государственным телеканалам, «некоторых изменений в области пенсионного законодательства». Явочным порядком столкнувшись с тем, что государство однозначно резко и радикально, без учёта чьего-либо мнения вмешивается в социальную сферу, меняя её в угоду себе, российский народ осознал, что даже те невеликие социальные блага, которые он имеет, в любой момент могут быть отняты и не поможет даже то, что получаемые деньги россиянин получает по причине своей слабости, старости, нетрудо- и недееспособности.
В этой связи, новость о таком низком пособии воспринимается с гневом и яростью не только потому, что это издевательски-смехотворная ничтожная сумма денег, но и потому, что возникает опасение за то, что такие выплаты станут нормой. Формально это всё-таки социальная помощь, главное, что закон выполнен. Хотя, в реальности это форменное издевательство над человеком, находящимся в тяжёлой жизненной ситуации. При такой неразвитости социальной помощи населению и, при этом, широком освещении любых скандалов, связанных с властью, надеяться на снижение уровня народного недовольства нельзя. Пока государственная система на всех уровнях будет путаться в цифрах, бумагах и уровнях ответственности, выдавая вместо результата работы какую-то имитацию, на грани фарса или издевательства, возможности для налаживания диалога между властью и обществом не предвидится. Зато вполне возможен рост глухих, невысказываемых оппозиционных настроений в народе, который приведёт к окончательному отрыву избирателя от выбранной им власти.
По всей видимости, цепь различных скандалов, связанных с деятельностью региональных чиновников в социальной сфере, начавшаяся под конец 2018 года, не прервётся в этом году. Самое главное в скандалах со свердловской чиновницей Глацких и её саратовской коллегой Соколовой – это то, что в итоге обнародования их слов и последующих скандалов они лишились своих мест. Лишатся ли своих мест чиновники мэрии города Таганрога – неизвестно. Известно точно лишь то, что они приобрели уже вполне однозначную дурную славу.