«Форма одежды номер восемь — что имеем, то и носим».
Афганская война стала большим испытанием для Советской Армии не только из-за сильного противника, но и из-за полной неготовности к суровому климату в котором предстояло сражаться.
Эта неготовность проявилась прежде всего в отсутствие какого-то универсального комплекта обмундирования, который можно было бы комфортно использовать. Для операций в жарком климате Афганистана штатная армейская форма была зачастую слишком неподходящей и поэтому спецназовцы быстро перешли на так называемую «форму одежды номер восемь — что имеем, то и носим».
Командование пошло бойцам навстречу, закрывая глаза на их внешний вид и интересуясь только успехом их операций. В результате, солдаты начали одеваться натурально кто во что: кто-то носил тонкие сетчатые маскировочные костюмы из комплектов химзащиты, кто-то альпинистскую «горку», кто-то — маскхалаты, а кто-то — стандартное обмундирование старых или новых моделей.
Аналогичная ситуация была с головными уборами — одновременное друг с другом носились панамы, кепки с козырьками, афганские пуштунки или просто небольшие гражданские шапки; а также с обувью — параллельно с берцами и сапогами немало спецназовцев носило спортивные кроссовки и кеды. Зачастую это были кроссовки «Кимры» советского производства.
Типичный облик бойца спецназа ГРУ в Афганистане. Альпинистская куртка, белая балаклава и солнцезащитные очки - кто-то явно понимает толк в стиле. Глядя на него так и хочется сказать — «фэшн из май профешн».
Для отечественного спецназа война в Афганистане стала знаковым событием и отправной точкой утраты спецподразделениями единого облика. Именно тогда, в сложном климате Афгана, а затем и Чечни, появилась традиция носить «все что угодно, лишь бы было удобно». Немалую роль в этом сыграли и трудности с оснащением армии качественным снаряжением, начавшиеся в 80-х и лишь усилившиеся в 90-х и 00-х.
В результате, если судить по современным меркам, то многие спецназовцы афганской эпохи могут выглядеть странно или даже комично. Однако, эта несуразность облика совсем не мешала им быть чрезвычайно мужественными и умелыми солдатами.