Был приказ — взять Навального живьём.
Бывший солдат-срочник Президентского полка ФСО Станислав Давыдов упоминает в своей книге про подготовку к разгонам митингов 2011–2012 годов. В те года вся страна боялась, что грядет вооруженный захват власти.
Росгвардии еще не было, бить оппозицию было некому — но свято место пусто не бывает, как известно.
В преддверии митинга на площадях Сахарова (150 тысяч человек) и Болотной (120 тысяч), солдат «Кремлевской охраны» перевели на осадное положение. Они засыпали рядом с щитами, дубинками и касками. Все выходные и увольнительные в президентском гарнизоне были отменены. А чтобы проверить боеготовность солдат их будили каждую ночь раз в несколько часов, заставляя быстро одеваться и строиться по команде, пишет Давыдов.
Действительно бешеная рота получалась...
Кремлёвские гвардейцы были лишены стабильного сна и времени. Всё это приводило к невероятной усталости, разраженности и притуплению «человечности».
По мнению Давыдова, такими методами психологического давления, воспроизведения боевой ситуации, срочников Президентского полка ФСО «натаскивали» стрелять по митингам в Москве. Им хотелось лишь одного — как можно скорее «столкнуться» с митингующими, чтобы максимально жестко расправиться с ними и прекратить этот кошмар недосыпания и постоянных боевых тревог.
В 2016 году в интервью «Радио Свобода» экс-сепаратист Ахмед Закаев рассказал, что российские спецслужбы при разгоне всех митингов получали команду брать Навального живьём. Якобы задачей было устранение путем уголовного преследования, но не более.
С одной стороны, чтобы не провоцировать протестующих на революционное насилие, из-за убийства их лидера. С другой стороны, чтобы допросить лидера протеста и узнать как можно больше о планах оппозиции.
Однако что-то пошло не так и никаких кровавых методов разгонов митингов не потребовалось. Митинги разогнали при помощи обычного ОМОН, протестующие даже не попробовали прорваться к Кремлю и солдаты-срочники Президентского полка не были вынуждены бить людей.