Почему западное стало лучше российского?
Долгие годы аксиома «отечественное — значит лучшее» не подвергалась сомнению, стрелковое оружие советских и российских инженеров стояло на вооружении у абсолютно всех силовых структур России. Однако, последние полтора десятилетия, ситуация понемногу менялась и сегодня арсеналы спецназа изменились до неузнаваемости.
Первые серьезные изменения в арсеналах спецподразделениий произошли после войны в Южной Осетии в 2008 году, когда в качестве трофеев России досталось большое количество западного стрелкового вооружения. Новое оружие — американское и европейское — пришлось по вкусу силовикам и, вскоре после этого, начались экспериментальные закупки ограниченных партий австрийских пистолетов Glock и снайперских винтовок Steyr SSG 08 для нужд спецназа ФСБ, которые прекрасно себя зарекомендовали, а затем «перекочевали» и в другие ведомства. В начале 2010-х годов ЦСН ФСБ закупил пробную партию немецких пистолетов-пулеметов MP5, которые вытеснили отечественные СР-2 и ПП-19, после были куплены винтовки HK417, аналога которых в России просто нет. В конце концов дело дошло и до «святого» — Автомата Калашникова, который в 2019–2020 годах начали теснить американские автоматические винтовки AR-15, набирающие популярность у офицеров спецназа ФСБ.
Офицер ЦСН ФСБ с винтовкой AR-15, 2020 год (источник)
Всё это, конечно, говорит не о плохом качестве отечественного стрелкового вооружения, а лишь о специфике задач особых подразделений. Во время операции может пригодиться винтовка, обладающая определенными характеристиками, а в случае если речь идет о спасении человеческих жизней, то нелепо будет задумываться о стране-производителе оружия. Отечественные образцы, как правило, отличаются просто фантастической надежностью и неприхотливостью использования — эти качества незаменимы, когда речь идет об армейской эксплуатации, но бойцам спецназа зачастую требуется «хирургическая» точность, обеспечить которую в состоянии зарубежные образцы.