Зачем офицеры белорусской «Альфы» поехали на чужую войну?
3 марта исполнилось 30 лет со дня образования отряда специального назначения «Альфа» КГБ Беларуси, ставшего наследником легендарной группы «А» КГБ СССР. За 30 лет независимости, на долю Белоруссии, в отличие от России, не впало серии войн и кровавого противостояния с терроризмом, но это не означает, что у белорусских спецназовцев нет боевого опыта. О самой темной и скрываемой странице истории белорусской «Альфы» рассказал один из офицеров группы под псевдонимом «Парус».
В Сети ходит немало слухов о том, что белорусские подразделения якобы участвовали в Первой и Второй чеченских войнах на стороне России. Слухи эти настолько популярны, что прямой вопрос об этом журналисты даже задавали замначальнику «Альфы» — полковнику Ивинскому, который заявил, что белорусский спецназ по закону не мог воевать за границей. Но это, по словам «Паруса», лишь половина правды.
Офицер признал, что на войне в Чечне действительно были бойцы белорусского спецназа, но были они там исключительно как частные лица. «Парус» подчеркнул, что русские и белорусы — это братские народы и когда вести о той кровавой бойне, которая началась на Кавказе дошли до «Альфы» — несколько офицеров в частном порядке, взяв отпуска и больничные, отправились туда.
Воевали они исключительно под видом добровольцев, прибившихся к какому-то подразделению, или «потерявшихся» российских солдат. В хаосе Первой чеченской, когда никто ни за чем не следил, такие детали никого не удивляли.
После вторжения боевиков в Дагестан и начала второй кампании — это «паломничество» белорусского спецназа на Кавказ вновь повторилось. Отдельные руководители КГБ к тому времени уже понимали, что происходит, но сознательно закрывали на это глаза — «альфовцы» получали ценнейший боевой опыт, который для мирной Беларуси был на вес золота.
Были и потери — их тщательно маскировали под «небоевые инциденты» и болезни, некоторых погибших офицеров увольняли из КГБ задним числом, чтобы избежать скандалов. Конечно, по отношению к погибшим это было не совсем честно, но такова была реальность того сложного времени, подводит итог «Парус».