Великую страну обменяли на чизбургер и колу.
Основной причиной развала Советского Союза уже традиционно принято считать прогнившую верхушку власти. Горбачев, Ельцин и прочие политические импотенты не хотели и не пытались спасать крушащуюся страну — это хорошо известно. Однако, по мнению писателя Амирама Григорова, гнилью покрылось сознание не только политиков, но и многих рядовых граждан СССР и история с московским Макдональдсом — лучший тому пример.
Первый в стране Макдональдс открылся в Москве 31 января 1990 года. К нему выстроилась рекордная километровая очередь, в которой за день отстояло 30 тысяч человек. В этой очереди, по воспоминаниям Григорова, можно было увидеть всех представителей советского общества. Здесь была молодежь и старики, интеллигенция и работяги, богатые и пьяницы-попрошайки.
Все они одинаково горели желанием попасть в Макдональдс и желание это напоминало религиозный экстаз; как будто бы, принимая внутрь гамбургер, они причащались святого для них тела Америки. Прикасались к заветной западной жизни.
Эта километровая очередь, убежден Григоров, стала последним звеном в длинной цепи событий, которая началась еще во времена Хрущева. Несколько десятилетий население СССР вскармливалось низкопробной культурой бардов-песенников, добреньких комедий и эстрадной попсы. И к концу 1980-х это дало свои плоды: населению Советского Союза, воспитанному на Пугачевой, Окуджаве и Гайдае, не нужны были полеты в космос и великие стройки — ему хотелось модной одежды и 10 сортов колбасы.
И когда, под ударами Горбачева, СССР начал трещать по швам спасать его было уже некому, потому что все стояли в очереди в Макдональдс, где вместо великой страны получили чизбургер и колу.