Как «кровавый» Берия «наказывал» за воровство?

13-12-2019, 05:05 \ Политика / Армия и оружие

Неожиданную правду о наркоме НКВД рассказали в мемуарах.


 Лаврентий Берия — кровавый монстр, садист, убийца и насильник. Стоит запросить информацию об этом человеке в Сети, как вывалится сразу целый ворох подобных материалов — в своё время Никита Хрущёв постарался создать своему главному врагу репутацию «современного Дракулы». А в «святые» 90-е хрущёвскую ложь охотно подхватили либеральные СМИ.

Но в последнее время по капельке стала просачиваться правда об этом сложном, противоречивом, но выдающемся человеке. В мемуарах многих людей Берия предстаёт в несколько ином свете.

Как Берия «наказал» за воровство.

В 1949-м Берия — руководитель атомного проекта — приехал на южно-уральский комбинат, где производили плутоний. По дороге его машина несколько раз застревала и он вместе с охраной выталкивал её из грязи. Ночью под измученным наркомом сломалась кровать и остаток ночи он провёл на полу. В довершение всех благ, рабочие-зеки украли у него плащ.

Какова была реакция «кровавого монстра»?  Выдержка из записки Берии директору комбината: «В таких условиях люди работать с полной отдачей не могут! Немедленно введите усиленный паёк для рабочих. Дайте в казармы нормальное тепло, и завезите человеческую мебель! Отвечаете лично».

А вот что вспоминает работница комбината Нинель Эпатова: «Он был совсем не таким, каким его сегодня изображают. Весь замученный, не выспавшийся, с красными глазами, с мешками под глазами, в задрипанном плаще, не очень богатом. Работа, работа, работа. На нас, красавиц, даже не глядел».

Как Берия обращался с подчинёнными.

Вот что вспоминает легендарный разведчик Павел Судоплатов, часто бывавший на совещаниях у наркома: «Со своими подчинёнными — руководителями отделов и предприятий, он был требователен и не особо уважителен — часто до откровенной грубости. Нередко переходил на мат. А вот когда имел дело со специалистами: инженерами, учёными — его как будто подменяли. Тут он был в своей среде. Внимательно выслушивал, влезал во все тонкости. Спорил, конечно, и с ними, но всегда корректно и уважительно. Решал личные проблемы. Защищал от доносов».

Подтверждает это и академик Харитон: «С ним легко было работать. Он был отлично подготовлен технически и пытался во всём разобраться сам. К людям был внимателен, но очень требователен».

Как Берия подбирал кадры.

Однажды к Берии попало письмо изобретателя-самоучки сержанта Лаврентьева, который предложил несколько идей по созданию атомной бомбы. Сначала это письмо попало к академику Капице и он не пожелал возится с идеями «неуча-рационализатора».

Но письмо предали Берии и тот, вникнув, отправил его на «экспертизу» Сахарову. После положительного отзыва будущего академика, Берия немедленно вызывал Лаврентьева в Москву и включил в научную группу. Капицу же Берия от работы отстранил. Причём сделал это публично и в грубой форме.

Вот такие вот штрихи к образу «кровавого наркома». Неожиданно, правда?