Главой спецслужбы можно стать только одним способом.
После отставки Правительства России в интернете стали циркулировать слухи о том, что в отставку будут отправлены руководители ключевых силовых ведомств, в том числе и ФСБ.
Особенно эти слухи окрепли после того, как был отправлен в отставку Генеральный прокурор Юрий Чайка, а на его место встал бывший следователь по особо важным делам Игорь Краснов.
С этим назначением всё понятно: одного профессионального юриста заменил другой. А как меняют директоров ФСБ?
Директора ФСБ назначает Владимир Путин, сам бывший когда-то главой спецслужбы. После него начальниками Госбезопасности были Николай Патрушев и Александр Бортников. Оба они сели в кресло директора ФСБ после того, как возглавляли Службу экономической безопасности.
Среди других директоров ФСБ были четыре человека. Николай Голушко и Николай Ковалёв — выходцы из службы борьбы с идеологическими диверсиями. Михаил Барсуков — комендант Московского Кремля. Сергей Степашин — замполит Внутренних войск МВД.
Среди директоров ФСБ были люди, не имевшие отношения к спецслужбе или служившие в строго определённых подразделениях. Лишь бойцы спецназа стандартно «пролетают» мимо высших руководящих постов. Неужели при назначении на пост директора ФСБ руководствуются принципом «герои здесь не нужны» или же полковники элиты ФСБ — «птицы низкого полета»?
Если ситуацию 90-х годов можно объяснить бардаком «лихого десятилетия», то в XXI веке судьба госбезопасности сложилась по-другому.
ФСБ получила очень много влияния на политическую повестку в стране, а для этого требуются широкие связи с самыми разными людьми. Как ни странно, но именно сотрудники Службы экономической безопасности обладают этим преимуществом.
Ведь именно расследование экономических преступлений даёт самые разнообразные и широкие связи во всех слоях общества. А бойцы спецназа такого преимущества в карьере, к сожалению, лишены.