В Косово солдаты РФ и США впервые после Второй мировой встретились лицом к лицу.
События в Сирии, кроме борьбы с террористами имеют и ещё одну подоплёку — там лицом к лицу встречаются российские и американские военные. Но впервые после Второй мировой войны военные двух сверхдержав встретились раньше — во время событий в Косово.
Батальон ВДВ из состава Российского воинского контингента свалился в Косово словно «снег на голову» и занял главный аэродром региона — Слатину. На аэропорт «облизывались» американские ВВС и он стал настоящим камнем преткновения в отношениях российских и американских военных.
О том как складывались эти отношения рассказали российские офицеры «миротворцы».
Игорь Алёшин охранял тогда аэропорт.
«Для наших миротворцев, которые прошли Чечню, местные сепаратисты были как красная тряпка для быка. По „морде лица“, повадкам албанцы мало чем отличались от чеченских боевиков. У многих палец тянулся к спусковому крючку. Но никак нельзя. Миротворческая операция чем отличается от боевой? Но на войне сначала стреляешь, потом спрашиваешь: „Кто там?“ А здесь всё наоборот, надо окликнуть сначала. Да ещё на албанском! А кто тот албанский знал?», — рассказывает офицер.
Но больше всего нервировали даже не албанские террористы, а их американские покровители.
«Вели себя нагло — будто они тут хозяева. Прёт машина, из неё холёные морды торчат, смотрят — будто они только что Германию победили… Но ничего, как автомат, в лоб направленный, увидят, сразу смирными становились и вспоминали, что аэропорт под нашим контролем. День пройдёт — новые едут. И всё с начала… Всё время нас на прочность испытывали».
Но самой наглой попыткой перехватить контроль за аэродромом был тот день, когда на него самовольно приземлились два «Харриера» из Корпуса морской пехоты США. Генерал-лейтенант Валерий Евтухович буквально взбеленился от такой наглости и приказал самолёты блокировать.
Вот как об этом эпизоде вспомнил российский десантник.
«Посреди площадки два самолёта. Вокруг наши в полной боевой. Картина маслом! Мы им улыбаемся, но пальчики на крючках держим. Стоим. Из кабин пилоты на нас зыркают — явно не ожидали такого „гостеприимства“. Час стоим. Три. Только иногда в сторонку кто отходит — отлить. Смотрю, один летун нас тоскливым взглядом провожает — видать тоже баки переполнились. У нас хлопец был, здоровенный такой татарин. Показывает знаками амеру, типа, вылезай — до сортира провожу. А тот, как татарина увидел — в спинку вжался, побелел весь — наверное думал его расстреливать поведут. Чуть прямо в кабине не уписался. Восемь часов так они просидели. Как пузырики то не лопнули?».
Выручил американцев их генерал. Видимо разобрался, что к чему, и приехал «на переговоры» с ящиком виски. Больше таких попыток американские пилоты не повторяли.