Мечтать не вредно: Германия обнадёжила Гройсмана обещанием не мешать "Северному потоку"

21-01-2019, 08:06 \ Политика / От редакции

Для современной Украины одной из главных проблем является энергосистема страны. Высокая зависимость страны от российского газа ставит под вопрос суверенность страны. Вместе с тем, нынешнее руководство Украины специально идёт на обострение отношений с РФ уже шестой год подряд, предпочитая языку переговоров язык военных угроз и провокаций, ставя под удар население страны. Состояние вялотекущего полувоенного конфликта вынуждает Москву идти на различные ограничительные меры санкционного характера, по отношению к Украине, к которым относится и сокращение объёмов поставляемого газа.


Пока украинские власти изо всех сил стараются скрепить трещащее по швам государство, наладить постоянный сбор денег с населения, в виде налогов, российским властям очевидно, что нестабильный сосед на западной границе угрожает целостности торговых контактов РФ со странами Европы. Как известно, один из основных экспортируемых товаров, идущих из России в ЕС – это газ. Основным способом поставки газа за рубеж для России является советский магистральный газопровод «Уренгой – Помары – Ужгород», построенный в 1983 году и проходящий по территории Украины. Нестабильность политической ситуации в современной Украине заставляет Кремль искать новые пути и способы доставки газа конечному европейскому потребителю.

Одним из таких обходных путей должен стать газопровод «Северный поток-2», который строится с 2016 года группой российских и германских компаний. Данный газопровод должен пройти по дну Балтийского моря напрямую в Германию, не затрагивая территорию ни одной из республик бывшего Советского союза.

У данного проекта много противников, среди которых находится руководство ряда стран мира (США, Польши, Дании, прибалтийских республик, Украина). Противники проекта упирают на то, что при помощи нового газопровода Россия сможет шантажировать страны ЕС поставками газа. Однако, страны-противницы данного газопровода не предоставляют никаких гарантий того, что страны Евросоюза будут находиться в безопасности без российского газа: поставки сжиженного газа из США в ЕС могут не удовлетворить потребности европейского рынка, а «собственный» газ Украины и Румынии ещё надо начать добывать, так как основные его месторождения находятся на дне Чёрного моря в устье Дуная.

Больше того, стоит отметить, что основными противниками прокладки «Северного потока» являются страны, через территорию которых проходит оставшаяся от СССР газотранспортная сеть. Понятно, что в случае запуска в эксплуатацию «Северного потока», идущего в нейтральных водах Балтийского моря по дну, данные страны лишатся возможности получать деньги за право транзита газа из России в Европу через свою территорию. Это соображение чисто экономического порядка объясняет боязнь небольших восточноевропейских государств (в первую очередь, постсоветских) перед проектом газопровода.

По понятным причинам, главным застрельщиком компании против «Северного потока» в Европе выступает Украина. Неоднократно призывая органы власти Евросоюза к прекращению строительства «Северного потока», украинские делегации пытались подвести запрет строительства газопровода к санкционным мерам, направленным против России в связи с событиями на юго-востоке Украины. На днях министр финансов Германии Петер Альтмайер заявил, что у правительства Германии нет правовых оснований для вмешательства в строительство газопровода. Ранее схожую позицию высказывал глава германского МИД Хайко Маас, заявив, что несмотря на всё возможное противодействие со стороны США, «Северный поток» не удастся остановить, так как даже в одиночку Россия вполне в состоянии закончить строительство газопровода. Правящие германские элиты всерьёз и надолго рассматривают Россию в качестве выгодного партнёра в плане поставок энергоресурсов. Высокие цифры товарооборота между Россией и Германией, популярность Европы и европейского образа жизни в России, равно как и популярность русской культуры в Европе, толкают две страны навстречу друг другу во взаимовыгодном сотрудничестве, частью которого и является «Северный поток».

Параллельно с этими событиями, украинский премьер-министр Владимир Гройсман на своей странице в социальной сети фейсбук разместил пост, где рассказал своё видение необходимых шагов к энергонезависимости Украины. По его словам, энергонезависимость Украины обеспечит рост внутренней добычи газа, защита украинских потребителей от рыночных цен на газ (которые внутренний украинский потребитель, живущий в условиях падения уровня жизни, просто не способен оплачивать) и интеграция газотранспортной системы Украины в общеевропейскую (которая невозможна сама по себе, без её коренной модернизации). Конечно, популизмом украинских политиков сложно кого-либо удивить, но даже если представить, что Украина решится на все указанные шаги, то их реализация потребует тех сил и средств, которых у современной Украины просто нет. За это время будет достроен «Северный поток» (датой сдачи в эксплуатацию заявлен 2020 год) и Украина резко потеряет свою значимость в газотранспортной системе Европы.

Запуск и эксплуатация магистрального газопровода «Северный поток-2» сделают то, о чём мечтает украинский премьер-министр Гройсман. Украина станет по-настоящему энергонезависимым государством, так как от неё не будет зависеть вопрос транзита газа из Российской Федерации в страны Европейского Союза. Пока российский газ будет экспортироваться за рубеж, украинское правительство потратит много сил и средств на налаживание собственной добычи газа, как того хочет Гройсман. Однако, у Украины на данной момент отсутствуют нужные для этого научные и технические кадры, инфраструктура, оборудование, инфраструктура. Скорее всего, такая добыча газа не окупит сама себя, а деньги, которые раньше Украина получала за оказание услуг по транзиту российского газа, исчезнут из украинской казны. Лелеемая премьер-министром Гройсманом энергонезависимость может выйти боком для суверенной Украины и будет крайне убыточна ровно до тех пор, пока Киев и Москва не найдут в себе сил договориться по более широкому, нежели газ, кругу вопросов.