Археологи впервые собрали череп Денисовского человека

1-03-2019, 13:36 \\ Наука

Помимо реконструкции черепа денисовца, было сделано ещё несколько интересных открытий, рассказывающих о быте сибирских троглодитов.

Археологи наконец-то готовы поделиться первыми результатами исследования, которое завершилось успешной реконструкцией черепа денисовца. Первый шаг в воссоздании нового вида человека стал возможным благодаря обнаруженному крошечному фрагменту черепа и около 700 мелких фрагментов костей. Спектральный анализ показал, однако, что денисовцы являются совершенно самостоятельной ветвью в эволюции гоминидов. Фактически денисовский человек является прямым потомком homo erectus (с лат. – человек прямоходящий). Об этом свидетельствует обилие идентичных последнему генов в найденном фрагменте черепа. «Древний призрачный клан Сибири начинает раскрывать свои секреты», - заявляют Сванте Паабо и Саманта Браун, которым принадлежит слава обнаружившим останки денисовского человека. В этот раз изучать денисовцев взялись австралийские геохронологи Зенобия Джейкобс и Ричард Робертс, которые пришли к вышеупомянутому выводу благодаря невероятно кропотливому изучению сотен тысяч гранул кварца и смешанных гранитов.

Согласно выводу учёных, первые предки денисовцев попали в знаменитую пещеру около 300 тысяч лет назад, что позволяет учёным выстроить цепочку развития видов и эволюции в денисовца. Как известно, потомок homo erectus, известный как homo antecessor (с лат. – предшествующий), пришёл в Европу и около 800 тысяч лет назад от него произошёл человек гейдельбергский. Последний около 300 тысяч лет назад эволюционировал в неандертальца, но отдельная группа двинулась в Азию, где и нашла пещеру, ставшую местом зарождения человека денисовского.

Также находка позволяет объяснить более социально ориентированную причину появления данного вида человека как такового. Дело в том, что Верхний Палеолит был, образно выражаясь, по локоть залит в крови, ведь каждый второй-третий гейдельбергский человек погибал в результате межплеменных войн. Как сообщают российские археологи, денисовец уже обладал способностью мыслить образно, а потом его предки могли запросто оказаться недовольными столь жестоким положением дел в первобытной Европе, и посему отправились в Азию в поисках более спокойной и безопасной жизни. На это также намекает и малая численность останков денисовских особей, которые очевидно вели приближённый к отшельническому образ жизни.

Воссозданный череп позволяет говорить о том, что у денисовцев была более развитая лобная доля (по сравнению и гейдельберцами и неандертальцами), что очевидно предопределило исход их предков из Европы и заселение в Сибири. Археологи также полагают, что денисовцы были очень практичными и изобратательными, так как в Денисовской пещере были обнаружены останки древних крупных животных, на которых денисовцы успешно охотились.