Археологи воссоздали облик и способ охоты доисторической акулы с пастью-ножницами

2-02-2019, 16:39 \\ Наука

Жившая 330 миллионов лет назад акула эдеста обладала действительно уникальным прикусом.

Окаменелости рыбы были обнаружены в сланцах США и Англии, возраст которых примерно 330 миллионов лет, большинство из них с сохранившимися зубами и частями челюсти. Начиная с обнаружения эдесты ещё в 19-м веке, челюсти этой акулы ставили учёные в тупик, так как они не были в состоянии понять повадки и способ кормления, что мешало воссоздать правильный внешний вид этой необычной рыбы. Два ряда зубов эдесты не расположены в полукруге, как у большинства современных акул, а скорее похожи на пару зубастых розовых ножниц. Ничего подобного эдесте не существует сегодня, но новый анализ недавно обнаруженной окаменелости разгадал тайну того, как этот древний морской хищник выглядел и поглощал свою добычу.

Обнаруженное ископаемое смогло пролить свет на анатомию эдесты. Окаменелость включает зубы, челюсти и череп, которые профессор археологии из Айдахо Лиф Тапанила и его коллеги смоделировали с помощью компьютерной томографии, чтобы создать трёхмерное изображение головы животного. «Мы были поражены анатомией черепа, потому что у него два сустава в челюстном механизме», - говорит Тапанила. Во время укуса «верхние и нижние зубные лезвия щелкали навстречу друг другу, а нижнее лезвие скользило назад к горлу, разрезая свою жертву пополам». Техника укуса эдесты никогда не была замечена ранее. «Насколько я знаю, это уникальный тип питания», - говорит палеонтолог Государственного университета им. Гумбольдта Эллисон Бронсон. Были и другие необычные зубастые акулы, такие как геликоприон, которую Тапанила и его коллеги изучали ранее, но пока что эдеста уникальна тем, что имеет полностью рабочий механизм укуса и разрезания.

Эдеста выглядит как очевидный источник вдохновения для фильмов категории «В», изображающих пугающего хищника из глубин. «Челюсть эдесты, по-видимому, в первую очередь разработана для того, чтобы быстро и смертельно распилить свою жертву пополам и, вероятно, затем подбирать падающие части», - говорит Тапанила. Тот факт, что «обезглавленные и расчленённые куски рыбы» были обнаружены в тех же местах, что и эдеста, подтверждает эту идею.